ПРОЕКТ "ИМХЕТ".
История и культура Древнего Египта.

 

 

На главную

Правители Древнего Египта

История Древнего Египта. Древнее и Среднее царства.

История Древнего Египта. Новое царство.

Письменность Древнего Египта

Египетские пирамиды и Сфинкс

Книга Амдуат (Книга Мертвых)

Новости египтологии

Гостевая книга




Культура и искусство Древнего Египта.

 

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.
Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе "Озирис и Исида".
Фрагмент папируса с текстом "Книги мертвых" вельможи Ани.Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.
По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.
Бог мудрости Тот в образе ибиса
Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни. Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни. С течением времени Осирис из примера воскресения становится его причиной. Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравнивать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта. При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеадой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. В одном из гимнов его называют существом "дающим рождение мужчинам и женщинам во второй раз", то есть тем "кто делает так, чтобы смертные родились снова".
Поскольку в том же разделе говорится об Осирисе "обновляющем себя", потому что он делает себя "молодым, подобно Ра, каждый день" то под "вторым рождением мужчин и женщин" подразумевается именно воскрешение умерших, т.е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса - это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть - "Главы о восхождении к свету" или "Книга мертвых" Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис - это то, к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни. Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени). Название "Книга мертвых" не отражает точного перевода надписи, звучащей как "РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ", что означает "Главы о восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому название "Книга мертвых" самое удачное название. Самое главное в "Книге мертвых" - сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными. Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету". Она обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца, и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в деталях, общее направление заметно во всех: "Только сердце решит все!" Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Количество богов, как и признаний в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто не прошел испытание, бросали в пасть Аммат - чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки". На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями. Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Существовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги.
Писец Небмертуф перед богом Тотом в облике павиана. Алебастр. Париж, Лувр. 14 в. до н.э.
Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ ("душа" - не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой "душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.
Краткая характеристика каждой "души":
1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым (в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.
Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели, и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово "совесть".
4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно Ка, питалось подношениями и передвигалась, где ей вздумается. 5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают.
8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.
Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из "душ" (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении. Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и имени умершего.
Рельеф с изображением бога Птаха, дарующего, согласно надписи, жизнь, процветание, силу, здоровье и крепость сердца фараону Сенусерту I
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей. Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на развитие не только многих культур Древнего Востока, но и на античную культурную модель. Многие ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Характер природных условий долины Нила наложил на нее глубокий отпечаток. Решающая роль Нила в жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными животными определили специфику египесткого мировоззрения и религиозного культа.
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему ценностей. Главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Это не отрицало возникновения новых элементов, но они появлялись медленно, проявлялись в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как что-то принципиально новое, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Традиционализм и консерватизм приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, столь характерных для шедевров египетского искусства.
Архитектура Египта, скульптура, роспись и рельеф
Богиня письма и счета Сешат. Рельеф с трона колосса Рамсеса II в Луксоре. Гранит. 13 в. до н.э.
Д
ля египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерна тесная связь с религиозным культом. С самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н.э., сформировались ведущие направления египетского искусства: раелизация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в сооружении гробниц или храмов, грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия и всесокрушающей мощи.
Разрабатывались два типа гробниц: наземные, получившие свое наиболее величественное воплощение в пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах, получившие распространение в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип наземной пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (яркий пример - гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).
Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, тысячами статуй и несметными сокровищами.
Особенное внимание уделялось сооружению и отделке жилищ богов - храмов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII-XIX династий. Храмы в Луксоре и Карнаке - это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска во дворе храма имеют высоту 30 метров и весят 1000 тонн каждый; ьольшой колонный зал храма занимает 5,5 тысяч кв. метров, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. Только в одном тайнике найдено 500 каменных ис выше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.
Из других известных храмов можно назвать поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив). Одним из самых известных скальных храмов стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Его фасад развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 метров высотой. Внутри скалы на глубину 55 метров вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто с гловами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. Значительно большее значение имела разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени и других, более простых людей.
С начала III тысячелетия до н.э. сложился определенный канон в трактове образа фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромну физическую силу и размеры (мощные руки, ноги и торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. В изображениии простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно выработался его канон: главный "герой" изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.
Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на них воспроизводились сцены из повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, торговцы на рынке, судебные разбирательства и т.п. Большого мастерства египтяне достигли в изображениях природа - пейзажей, животных и птиц. Ярким примером являются росписи гробниц номархов в Бени-Хасане, относящиеся ко времени Среднего царства.

 

 

Конец формы

 

 

Hosted by uCoz