|
ПРОЕКТ
"ИМХЕТ".
История и культура Древнего Египта.
На главную
Правители Древнего Египта
История Древнего Египта. Древнее и
Среднее царства.
История Древнего Египта. Новое царство.
Письменность Древнего Египта
Египетские пирамиды и Сфинкс
Книга Амдуат
(Книга Мертвых)
Новости
египтологии
Гостевая книга
Культура и
искусство Древнего Египта.
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет.
В конце IV тысячелетия до н.э. в
Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось
раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых
великих центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:
первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 -
1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в
развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне,
которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср».
Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего,
восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов -
Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому
в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах,
хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности
произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих
древних египтян, то они свою страну называли «Кеме»
- «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной
пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники
культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена
в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество
художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку
и Хени. Для полноты изучения представления египтян
о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа
Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе
приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних
египтян.
Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал
ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе
"Озирис и Исида".Согласно мифу, Осирис сначала был
царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства,
законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими
целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием.
(Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог
пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида
- сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и
спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но
Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом
разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.
По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного
захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.
Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы
вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого
Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал
отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни. Популярность
культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был
сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным -
правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после
смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый
хотел вечной и счастливой жизни. С течением времени Осирис из примера
воскресения становится его причиной. Родиной культа Осириса при ранних
династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис
стал всеобщим богом. Его стали приравнивать к космическим богам, а затем
Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта. При
XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеадой
богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. В одном из гимнов его
называют существом "дающим рождение мужчинам и женщинам во второй
раз", то есть тем "кто делает так, чтобы смертные родились
снова".
Поскольку в том же разделе говорится об Осирисе "обновляющем себя",
потому что он делает себя "молодым, подобно Ра, каждый день" то под
"вторым рождением мужчин и женщин" подразумевается именно
воскрешение умерших, т.е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не только
богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль
стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи -
самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил
за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса Культ Осириса существовал
вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса - это
только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть -
"Главы о восхождении к свету" или "Книга мертвых" Итак,
культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в
повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис - это то, к чему
стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни. Для древних египтян
"Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных
христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в
период поздних династий, когда первоначальный смысл книги
безусловно затерялся в глубине времени). Название "Книга мертвых"
не отражает точного перевода надписи, звучащей как "РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ", что означает "Главы о восхождении
к свету". Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому
название "Книга мертвых" самое удачное название. Самое главное в
"Книге мертвых" - сцена Суда, ибо Суд в Дуате
был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за
праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными. Глава с
изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла
"Главы о Восхождении к Свету". Она обязательно сопровождалась
виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания
сердца, и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников
различаются в деталях, общее направление заметно во всех: "Только сердце
решит все!" Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на
Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в
иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии
он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности
проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший заявлял, что не
совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Количество богов,
как и признаний в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих
оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за
проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание
давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую
память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто
не прошел испытание, бросали в пасть Аммат -
чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью
крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть
убитым, так как в Дуате периодически происходили
"чистки". На этот случай мертвого снабжали амулетами и
заклинаниями. Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают
многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их
подчинения умершему и отождествления с ним.
Существовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги.
Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов
необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен
был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие
своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество
верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные
произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей
представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и
тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в
текстах и рисунках. Согласно представлениям египтян человек имел несколько
душ ("душа" - не точное, но единственное определение). Причем
каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию,
поэтому о каждой "душе" заботились, что отражалось в погребальном
обряде.
Краткая характеристика каждой "души":
1) Ка - двойник. Ка
представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую
внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему
желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить
в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка
нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было
вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка
мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что
было недопустимым грехом для семьи умершего.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым (в
котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых
текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба
приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную
и обратно.
3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и
считалось источником как животной жизни, так и добра
и зла в человеке.
Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда
это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке.
Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и
его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели,
и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово "совесть".
4) Кхаибит (Шуит) - тень,
была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой
частью человека. Подобно Ка, питалось подношениями
и передвигалась, где ей вздумается. 5) Кху - душа
духа, часто упоминается вместе с Ба. По-видимому,
она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не
может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху
обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной
энергии человека. Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и
духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне
принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без
имени человек и его душа исчезают.
8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем
души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов,
исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом
назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не
подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела
объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.
Все верования относительно этих частей духовного и материального тел
появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений
некоторых из "душ" (судя по противоречиям в текстах), что говорит
об их древнем происхождении. Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в
то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами.
Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через
души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь
трепетное отношение к "душам" и имени умершего.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались
священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти
бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых
считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом.
Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые
ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым,
освобожденным от власти времени и земной реальности.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось
сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть
храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что
символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми
звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу
наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой,
художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения
фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция
такого изображения.
Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они
пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические
и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение
солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых
зависела система орошения полей. Собранный тысячелетиями опыт
древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и
мировую цивилизацию.
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей
структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное
воздействие на развитие не только многих культур Древнего Востока, но и на античную культурную модель. Многие ценности, созданные
египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали
достоянием всего человечества.
В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее
глубоко оригинальной системой. Характер природных условий долины Нила наложил
на нее глубокий отпечаток. Решающая роль Нила в жизни, быту, испепеляющее
солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая
губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными животными
определили специфику египесткого мировоззрения и
религиозного культа.
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне
избегали вносить радикальные новшества в свою систему ценностей. Главным
принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам,
художественным приемам. Это не отрицало возникновения новых элементов, но они
появлялись медленно, проявлялись в русле традиционных представлений и
воспринимались не столько как что-то принципиально новое, сколько как
совершенствование уже существующих образцов. Традиционализм и консерватизм
приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и
образов, столь характерных для шедевров египетского искусства.
Архитектура Египта, скульптура, роспись и рельеф
Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа
характерна тесная связь с религиозным культом. С самых
ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до
н.э., сформировались ведущие направления египетского искусства: раелизация идеи беспредельного могущества богов, включая
бога-фараона, которая воплощалась в сооружении гробниц или храмов,
грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия и всесокрушающей мощи.
Разрабатывались два типа гробниц: наземные, получившие свое наиболее
величественное воплощение в пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в
скалах, получившие распространение в период Нового царства. Для Среднего
царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип наземной пирамиды и
ряда помещений, вырубленных в скале (яркий пример - гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).
Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный
дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, тысячами
статуй и несметными сокровищами.
Особенное внимание уделялось сооружению и отделке жилищ богов - храмов. До
нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке
и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого
размаха достигло при фараонах XVIII-XIX династий. Храмы в Луксоре и Карнаке - это сложный комплекс свыше сотни обширных
помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных
размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое
представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска во дворе храма имеют
высоту 30 метров и весят 1000 тонн каждый; ьольшой
колонный зал храма занимает 5,5 тысяч кв. метров, в нем 134 колонны. Они
столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими
тростинками. Только в одном тайнике найдено 500 каменных ис
выше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.
Из других известных храмов можно назвать поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и
колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около
Фив). Одним из самых известных скальных храмов стал заупокойный храм Рамсеса
II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Его фасад
развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих
колосса фараона в 20 метров высотой. Внутри скалы на глубину 55 метров
вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного
храма. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными
образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного
культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто
с гловами животных и птиц, не стал центральным в
египетской скульптуре. Значительно большее значение имела разработка типажа
земного владыки, его вельмож, а с течением времени и других, более простых
людей.
С начала III тысячелетия до н.э. сложился определенный канон в трактове
образа фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного
спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромну
физическую силу и размеры (мощные руки, ноги и торс). Во времена Среднего
царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов
приобретают индивидуальные черты. В изображениии
простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего
образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно
обращались к рельефу. Постепенно выработался его канон: главный
"герой" изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным
планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно
раскрашивались.
Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными
картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно
часто на них воспроизводились сцены из повседневной жизни: ремесленники за
работой, крестьяне за пахотой, торговцы на рынке, судебные разбирательства и
т.п. Большого мастерства египтяне достигли в изображениях природа - пейзажей,
животных и птиц. Ярким примером являются росписи гробниц номархов в Бени-Хасане, относящиеся ко времени Среднего царства.
|