ПРОЕКТ "ИМХЕТ".
История и культура Древнего Египта.

 

 

На главную

Правители Древнего Египта.

История Древнего Египта. Древнее и Среднее царства.

Египетские пирамиды и Сфинкс

Культура и искусство Древнего Египта

Письменность Древнего Египта

Книга Амдуат (Книга Мертвых)

Новости египтологии

Гостевая книга

 

 

История Древнего Египта. Новое царство.

 


 
С
оциальные отношения.
Как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс - собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей - земледельцев и ремесленников; класс подневольных и рабов, не имеющих собственных средств. Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изиенения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые и потеряли свое значение прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе.
Древний Египет. ( 9 кб ) Важным изменением было распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Контингент рабов пополнялся за счет многих сотен тысяч пленников, пригоняемых после успешных завоеваний. Множество рабов сосредотачивалось в руках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии, чиновников. Однако особенностью Нового царства было появление слоя мелких рабовладельцев, собственников одного - трех рабов. Происходят серьезные изменения в составе господствующего класса, и прежде всего усложнение его структуры. Появляется прослойка мелких и средних владельцев, людей незнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в администрации, получивших от фараона небольшое имущество, в том числе и рабов. Они стали прочной опорой фараонов. Выделяются еще две социальные группы: служилая аристократия и командный состав армии, наследственная номовая знать и жреческая верхушка. Социальная обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность. Малозаметные на фоне политического и экономического могущества государства, все противоречия в период общей нестабильности проявлялись в виде стихийных выступлений отдельных категорий населения. Государственное управление. Создание огромной империисложнение хозяйственной жизни, сложность социальных взаимоотношений - все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку. С усложнением функций и объема государственного управления увеличилась численность чиновничества, подразделявшегося на многочисленные звенья; была установлена четкая иерархия подчинения, подробно регламентировались должностные обязанности.
Государственный аппарат в эпоху XVIII династии делился на несколько звеньев. Во главе управления стоял центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику везиру. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем, заведующими пашнями, начальниками над скотом. При особе везира находилось 10 верхнеегипетских сановников, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своей системой подчинения. Следующим звеном был аппарат региональной администрации. Управители четырех административных объединений имели каждый под своим началом по нескольку ведомств-присутствий, которые копировали структуру центральных учреждений. Следующим было звено окружного управления, ведавшего делами более мелких административных единиц, на которые делился ном. И наконец, самым низшим подразделением аппарата было управление в деревнях и поселениях. Южными территориями управляло специальное ведомство во главе с сановником, который занимал третью ступень в государственной иерархии, носил почетный титул "царский сын Куша" и иногда действительно являлся представителем царского дома. Для управления захваченными областями в Азии по примеру Нубии была создана египетская администрация во главе с наместником "северных стран".
Религиозно-политическая реформа Эхнатона.
Богатства и авторитет Амона-Ра вели к росту политического влияния жречества на царский двор. Фиванское жречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через так называемый оракул Амона. Это не могло не вызвать напряженности в отношениях между служилой и военной знатью и высшим жречеством Амона. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести радикальную религиозно-политическую реформу, целями которой были, с одной стороны, изменения в египетской религии, с другой - уничтожение политического влияния высшего жречества, и прежде всего фиванского. Аменхотеп IV (1365 - 1348гг. до н.э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска - Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило сопротивление фиванского жречества. В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим указом провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп ("Амон доволен") на имя Эхнатон ("угодный Атону"). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т.е. "Горизонт Атона"). Здесь, в Ахетатоне, был построен новый город с раскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона. Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-то человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее.
Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона - а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон - его преемники, в том числе и Тутанхатон, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и пересилился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.
Египет при XIX династии. Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась. Перед правителями XIX династии встали сложные задачи внутренней консолидации египетского общества и восстановления внешнего могущества Египетской державы.
Начало политического возрождения было связано с энергичной деятельностью Хоремхеба (1334-1306 гг. до н.э.). Выходец из номовой знати, получивший огромный опыт государственной и военной деятельности при Эхнатоне и его приемниках, энергичный Хоремхеб оказался наиболее приемлимой фигурой на троне фараонов. Хоремхеб приступил прежде всего к серии реформ, преследующих цель внутреннего сплочения в рядах господствующего класса и армии. Реставрация древних культов, привелегий жречества и старой знати не сопровождалась вспышкой террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Восстановив во всем великолепии храм Амона и его обширное хозяйство, пополнив его новыми дарами, Хоремхеб тем не менее не жаловал Фивы своим присутствием. Его постоянная резиденция находилась на севере, в древней столице Мемфисе с его культом бога Птаха. При укреплении расшатанных финансов была проведена податная реформа, регулировавшая сбор налогов с разных слоев населения. Энергичную борьбу повел Хоремхеб против произвола и лихоимства должностных лиц. В опубликованном во всех номах царском указе назывались суровые кары вплоть до смертной казни против казнокрадства и взяточничества государственных чиновников. Ряд изменений был произведен в египетской армии. При Хоремхебе были созданы условия для восстановления внутреннего и внешнего могущества Египетской державы. Его приемники Рамсес I и Сети I, опираясь на укрепившийся военно-экономический потенциал, приступили к проведению энергичной внешней политики и в северном и в южном направлениях. Восстановление Египетской империи и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до н.э. произошло в правление Рамсеса II (1290-1224 гг. до н.э.).
Кубообразная статуя вельможи Сененмута с принцессой Нефру-Ра, надписанная биографическим текстом. Гранит. 15 в. до н.э. Берлин, Египетский музей.
Правление Рамсеса II. Если прочное утверждение Египта в обширной области Эфиопии происходило при Рамсесе II относительно спокойно, то закрепление его власти в Восточном Средиземноморье потребовало предельного напряжения сил в течение 20 лет. К этому времени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство, которое претендовало на богатые области Финикии, Сирии и Палестины и не могло смириться с ростом египетского влияния в этих районах. Первый поход Рамсеса II против хеттов в 1286 г. до н.э. оказался неудачным. Поняв, какой сильный противник ему противостоит, Рамсес II изменил стратегию ведения войны и стал тщательно готовить военные походы в Сирию и Палестину, избегая решительных сражений и в полную меру используя дипломатические средства. Длительное военно-политическое противоборство двух великих держав Ближнего Востока закончилось заключением мирного договора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1270 г. до н.э. Две великие державы отказались от применения силы друг против друга, договорились об установлении прочного мира, решении спорных вопросов мирными средствами, разделили сферы влияния в Восточном Средиземноморье. Стороны заключили между собой союз против возможного врага и обязались оказывать помощь в случае военного нападения. Союз был скреплен династическим браком Рамсеса II и хеттской царевны, клятвами богам и взаимными дарами. Располагая богатыми ресурсами обширной державы, фараоны XIX династии, и прежде всего Рамсес II, проводят самое активное строительство. Из наиболее известных памятников этого времени можно отметить грандиозные храмы в честь бога Амона в Луксоре и Карнаке (Фивы) и заупокойный храм фараона - Рамессей. Обширный храм Осириса был построен в древнем религиозном центре Абидосе. Несколько храмов было построено в Нубии, среди которых выделяется величественный вырубленный в скалах храм в Абу-Симбеле. Длительное правление Рамсеса II - время расцвета огромного египетского государства и культуры, однако уже при его приемниках положение стало менятся.
Наследник Рамсеса, его тринадцатый сын Мернептах (1224-1214 гг. до н.э.), должен был решать сложные проблемы как внутри, так и вне страны. Прежде всего возникли серьезные угрозы со стороны так называемых народов моря. Лишь мобилизовав все силы в решительной битве гте-то на восточных границах Дельты, Мернептах разгромил полчища морских народов. За неполные 20 лет один за другим меняются на троне четыре последних представителя XIX династии, что вело к кризису центральной власти, росту внутренних беспорядков и ослаблению внешнего могущества династии.
Правление XX династии. Конец эпохи Нового царства. В этой сложной обстановке значительная часть владений в Сирии и Палестине была потеряна, "народы моря" опустошали восточные границы, западная часть Дельты стала ареной постоянных набегов воинственных ливийских племен, которые даже начали селиться на захваченных территориях западной Дельты. Стабилизировать внутреннюю и внешнюю обстановку удалось знатному вельможе Сетнахту, который утвердился на троне и стал основателем новой, XX династии (ок.1200 г. до н.э.). Сын и преемник Сетнахта, видимо, не случайно получил тронное имя Рамсеса. Этим самым новый фараон заявлял о своем стремлении подражать удачливому предшественнику. И Рамсесу III (1190-1159 гг. до н.э.) в какой-то степени это удалось. Он восстановил боеспособность армии и увеличил ее численность. На 5-м и 11-м годах своего правления ему удалось разгромить ливийцев, а на 8-м году - отразить опасное вторжение "народов моря". После его смерти все последующие правители носили громкое имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великих предшественников. Египет начинает слабеть. В начале XI в. до н.э., после смерти Рамсеса XI, XX династия прекратилась. Власть на юге в Фивах перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе, - в руки некоего Смендеса (Несубанебджеда), основавшего XXI династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Этими событиями закончилась самая блестящая эпоха египетской истории - эпоха Нового царства.

 

Конец формы

 

Hosted by uCoz